Экономические функции государства

Oднo из нeмнoгиx пoлoжeний, признaвaeмыx бoльшинствoм экoнoмистoв,
зaключaeтся в тoм, чтo гoсудaрствo в экoнoмикe присутствoвaлo всeгдa и вряд ли
Всe oстaльныe тeзисы нoсят прeимущeствeннo дискуссиoнный oнo мoжeт (дoлжнo) уйти сoвсeм.
xaрaктeр. Сoврeмeннaя нaукa пoкa нe дaeт oднoзнaчнoгo чeткoгo oпрeдeлeния
экoнoмичeскиx функций гoсудaрствa (кaк и определения многих других базовых
экономических понятий). Соответственно существует множественность подходов и
определений этого феномена различными исследователями и разными научными дисциплинами.
Например, в отечественной литературе можно встретить следующие определения.
functio – исполнение, осуществление) – роль, которую выполняет Функция (от лат.
определенный институт по отношению к целому; деятельность, обязанность, работа;
внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений.
и государства, представляет собой смысл ее Функция любой системы, в т.ч.
существования, назначения и необходимость, задается внешней и внутренней средой.
По мнению, главная функция государства – обеспечение безопасности жизнедеятельности
А позиция заключается (сохранение и развитие) сложно структурированного общества).
в том, что основная функция государства – это защита индивида, его прав и
свобод. Еще большим разнообразием
отличаются взгляды на набор и объем функций, которые признаются за государством
В работах разных российских авторов количество экономических функций в экономике.
государства варьируется от 3 до 12. Принципиально различный подход к функциям
государства в экономике разделяет современное экономическое сообщество на два
противоположных лагеря – либералов и дирижистов.
Либеральный «минимум» – это обеспечение законности и правопорядка
(«функция ночного сторожа»), оборона и защита от внешних угроз; макроэкономическая
стабильность (борьба с инфляцией и обеспечение устойчивости национальной
По мере необходимости еще – проведение реформ и формирование необходимых валюты).
институтов. Оказание публичных услуг (образование и здравоохранение) и
социальные гарантии, обеспечение экологической безопасности – это функции
социального государства, либералы соглашаются на их минимум, сторонники
Проведение промышленной (структурной) патернализма и дирижизма – на их увеличение.
политики, предупреждение или устранение «провалов» рынка и государственное
предпринимательство – это те функции, выполнение которых либералы не считают
прерогативой государства, в отличие от сторонников политики дирижизма и
патернализма.
Все эти разногласия, во-первых, являются следствием несовершенства
собственно экономической теории. Недостаточный учет в экономических построениях
достижений других научных дисциплин (теории организации, теории управления,
теории систем) по отношению к государству приводит к тому, что количество его
функций (в том числе экономических) может увеличиваться до бесконечности, т.к.
отсутствуют четкие критерии их выделения. Происходит определенное смешение
причин, функций, задач и направлений деятельности государства; проявляется
разный уровень абстрагирования или, наоборот, конкретизации проблем и т.д.
Во-вторых, в различных подходах к экономическим функциям
государства находит свое отражение различная общественная практика и конкретные
«В жизни складываются обстоятельства, объективно исторические условия.
обусловливающие выполнение государством разных наборов функций и варьирование
их объемами. Иной раз повышение его роли необходимо и дает положительные
Но все функции государства имеют свою цену: чтобы их выполнять, результаты.
нужны средства, которые изымаются у агентов экономики посредством налогов или
иным образом».
Выбор функций, выполнение которых государством обеспечивает
существование и развитие общества, согласование различных (индивидуальных и
групповых) интересов, является принципиальным моментом государственной
А так как государство – это не просто институт (организация), но и политики.
определенная группа людей, облеченных властными полномочиями, то в этом выборе высока
доля субъективных факторов и, следовательно, различных идеологических,
философских и теоретических подходов.
Наконец, не следует забывать, что разделение сфер деятельности
носит и функций государства на экономические, социальные, политические и т.д.
условный характер. В реальности между ними нет четких границ – наоборот, все
они взаимосвязаны. Поэтому принятие каких-либо практических решений
(осуществление каких-либо действий) в экономической (социальной, политической и
т.д.) области обязательно сопровождается позитивными или негативными эффектами
в других областях. И эти побочные эффекты по своей значимости могут
Таким образом, выполнение «чисто» превосходить результаты прямого влияния.
Осознанно или нет, всегда экономических функций государства в принципе невозможно.
имеет место комплексное воздействие государства на жизнь общества.
Для выполнения возложенных на него функций государство нуждается
в немалых материальных ресурсах, поскольку его жизнеспособность, эффективность
и военно-политическое могущество мало чего стоят без соответствующей
экономической базы. Традиционно роль (объем) государства в экономике измеряется
отношением государственных расходов к ВВП, а также величиной государственного
Однако не следует забывать, что эти способы не являются сектора в экономике.
Далеко не все функции государства в экономике прямо или полностью совершенными.
отражаются в расходах госбюджета (например, валютно-денежное регулирование;
результаты нормативно-законодательной деятельности). Кроме того, отечественная
статистика вызывает много нареканий. Соответственно анализ функций государства
в России на основе бюджетных данных дает заниженные и приблизительные результаты,
Положихина «Экономические функции государства: отечественные теории и практика» которые позволяют говорить только о каких-то тенденциях.Из статьи М. А.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.