Работа в digital с нуля: где получить нужные навыки

Eлeнa Лeнсу, кoнсультaнт Нeтoлoгии и HR-бизнeс-пaртнёр aгeнтствa мoбильнoгo мaркeтингa Rocket10, рaсскaзaлa блoгу Нeтoлoгии, кaк прoбиться в нoвую сфeру, кaк сдeлaть этo прaвильнo и с чeгo нaчaть. Истoчник — oнлaйн-издaниe ЧТД.

Выбирaя рaбoту нa нoвыx рынкax, вы всeгдa будeтe вoстрeбoвaнным спeциaлистoм, пoтoму чтo будeтe нaxoдиться в гущe сoбытий. Рaбoтa в IT сeгoдня — кaк рaз тaкoй рынoк.

В сфeрe цифрoвыx тexнoлoгий вы мoжeтe стaть крутым специалистом за год-полтора усердной работы. После этого ваша зарплата, вполне вероятно, начнёт быстро расти. Кроме того, с такой динамичной профессией вы точно не заскучаете.

Бум digital-технологий уже сейчас меняет множество рабочих процессов, которые, как казалось раньше, вообще невозможно сдвинуть с места.

Автоматизация — главный тренд последних лет, который проникает в любую бизнес-сферу.

По последним прогнозам, к 2020 году каждый шестой сотрудник в России будет «автоматизирован», — то есть его функции сможет выполнять компьютерная программа или устройство.

Нет, я, конечно, знаю примеры таких компаний, которые до сих пор ведут учёт в Excel-таблицах или даже в амбарных книгах, но это прошлый век, и это точно скоро поменяется.

Хороший пример из сферы HR, например, — робот-рекрутер «Вера». Он может не только отобрать кандидатов, но обзвонить их и самостоятельно провести собеседование — и всё без помощи человека.

Ещё один актуальный тренд — переход офлайн-бизнесов в онлайн.

Весь крупный розничный бизнес, такси и даже медицинские учреждения перебираются в интернет. Бизнес идёт вслед за своим потребителем.

Идёт туда, где потребитель проводит время. А это социальные сети, мессенджеры, видеоблоги. Даже французская пекарня по соседству с моим домом начала принимать заказы в Facebook.

Отслеживание нашего поведения в интернете — ещё одна тенденция нашего времени. Какие приложения вы скачиваете, в каких группах «ВКонтакте» сидите, что ищете или покупаете на сайте — все эти данные легко получить.

Информационные массивы такого рода чаще называют просто «большие данные», или big data. Их, кстати, можно не только легко собрать, но и проанализировать, а затем использовать в коммерческих целях, чтобы продать каждому интернет-пользователю именно тот продукт, который его по-настоящему интересует.

Скажем, если вы один раз загуглили по просьбе мамы «купить землю для цветов», потом эти объявления будут вас преследовать ещё как минимум неделю. Эту ситуацию исправляют специалисты по так называемому машинному обучению — machine learning. Профессионалы из этой сферы умеют создавать программы, которые самообучаются и становятся чуткими к людям. То есть не бомбардируют вас рекламой обычной земли для цветов, а рекомендуют специальный грунт для тех самых петуний, которые ваша мама действительно хочет вырастить.

Объяснять все эти вещи программе не нужно — она понимает всё сама. Поскольку это совершенно новые направления, в вузах их пока не преподают. Изучить их можно либо самостоятельно, либо на платформах онлайн-образования.

Большие данные и машинное обучение, например, хорошо преподают в рамках курса Data Scientist Нетологии, а языки программирования для компьютеров и смартфонов удобно учить через приложения Duolingo и LinguaLeo.

Работа в digital: чему учиться

Навыки, необходимые для работы в сфере высоких технологий, принято делить на две большие группы: hard skills и soft skills. Первые — это ваши «твёрдые» знания и умения, ваш профессионализм с технической точки зрения.

На мой взгляд, молодым специалистам особенно нужны soft skills — «гибкие» умения.

Это коммуникативные навыки, умение договариваться, производить благоприятное впечатление, располагать к себе аудиторию и удерживать ее интерес, рассказывая, например, о новом продукте.

Сегодня именно soft skills — это те компетенции, за счёт которых достигаются все результаты. Молодым специалистам и выпускникам вузов я рекомендую развивать именно их.

Коммуникативные навыки пригодятся везде, в любой сфере это будет одна из ваших сильных сторон, которая выделит вас среди других кандидатов.

Понятно, что у начинающих специалистов может не быть опыта. Это нормально, он придёт. Если не хватает hard skills, — их можно «прокачать». Сегодня очень много и платных, и бесплатных курсов, на которых можно довольно быстро обучиться новой профессии. А потом уже самостоятельно совершенствоваться в ней. Но для начала надо понять, в какую область вы вообще хотите пойти, что вам близко. На этот случай у меня есть рецепт.

Как выбрать новую профессию

Существует четыре направления, из которых «растут» все вакансии в цифровой сфере. Если вы поймёте, насколько вам близко каждое из этих направлений, станет гораздо понятнее, в какую сторону лучше двигаться.

Возьмите лист бумаги и разбейте его на четыре части. По каждому направлению ответьте себе, нравится вам это делать или нет.

Коммуникации. В этой сфере нужно общаться с людьми, проводить переговоры, быть в центре внимания на презентациях и публичных мероприятиях. Если вам это нравится, вам подойдут профессии менеджера по продажам или по работе с партнёрами, аккаунт-менеджера, маркетолога, бизнес-тренера, бренд-менеджера или блогера — да-да, это тоже уже вполне профессия.

Программа обучения: «Интернет-маркетолог: от новичка до профи»

Организация и управление процессами. Здесь нужно действовать как тактик и стратег. Организовывать людей и процессы, использовать «проектное мышление», искать причинно-следственные связи, решать бизнес-задачи, смотреть на рынок в перспективе и думать: что ещё можно улучшить в компании?

К этому направлению относятся профессии:

  • продакт-менеджера — он разрабатывает продукт, у этого специалиста должен быть кругозор и солидный бэкграунд,

  • проджект-менеджера, который управляет проектом и распределяет задачи,

  • скрам-мастера, который выстраивает систему разработки, чтобы постоянно повышать её эффективность. Профессия организатора, естественно, требует отлично развитых soft skills.

Техническое направление. Здесь вам пригодится страсть к логике и точным наукам: аналитике, математике, статистике, физике. Если это про вас, подумайте о вакансиях программиста, data scientist, интернет-маркетолога, таргетолога, системного и бизнес-аналитика. Эти профессионалы умеют и любят работать с данными и превращать их в по-настоящему ценный для бизнеса инструмент.

Творческое направление. Писать, рисовать, снимать, разрабатывать идеи — всё это ценится в мире цифровых технологий. К этой сфере относится пиар, копирайтинг, SMM, дизайн и моушн-дизайн. Кроме того, контент-продюсеры и контент-маркетологи — тоже вполне творческие профессионалы.

Если вы разберётесь в своих предпочтениях и честно ответите себе, что вам нравится, в вашем списке, скорее всего, останется одно или два направления. Теперь посмотрите парочку бесплатных видео о каждой из профессий и навыках, которые там нужны. На этом этапе вновь отсейте профессии, которые вам не подходят.

Про оставшиеся направления постарайтесь выяснить как можно больше. Это и есть пул ваших профессиональных интересов.

Осталось понять, каких навыков вам не хватает. Для этого составьте список компаний, которые вам нравятся, и список вакансий. Сведите воедино все навыки, которые компании требуют от кандидатов, выпишите их на отдельный листочек и сравните со своими. Если вы что-то из этого уже делали, напишите напротив пример своего опыта. Если не делали, закрасьте красным — это зона для вашего развития и обучения. Так вы поймёте, каких знаний вам не хватает, и сможете составить себе план обучения.

Читать еще: «Ни кнута, ни пряника: как найти мотивацию для обучения онлайн»

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.