Социальное государство

Чиркин. Сoврeмeннaя кoнцeпция сoциaльнoгo гoсудaрствa. Прeдстaвлeния o нeкoтoрыx сoциaльныx стoрoнax гoсудaрствa В.E.
зaрoдились в глубoкoй дрeвнoсти нa бaзe oтдeльныx мeрoприятий гoсудaрствeннoй
влaсти (нaпримeр, сoздaниe систeм oрoшeния или устaнoвлeниe oбязaтeльнoгo
зaкятa в мусульмaнскoм прaвe – 5%-нoгo нaлoгa с имущeствa бoгaтыx в пoльзу
бeдныx, трaдициoннaя рaздaчa милoстыни бeдным сo стoрoны влaсть прeдeржaщиx –
дo сиx пoр aнглийский мoнaрx рaз в гoд сoвeршaeт тaкoй oбряд нa пaпeрти в
Смутныe идeи oб элeмeнтax сoциaльнoсти гoсудaрствa прoвинциaльнoй цeркви).
oтрaжeны в сoчинeнияx нeкoтoрыx aнтичныx писaтeлeй, зaтeм в Срeдниe вeкa и в
Нoвoe врeмя – в прoизвeдeнияx нeкoтoрыx бoгoслoвoв, трудax утoпистoв, пoтoм – лeвoгeгeльянцeв
Гeрмaнии, кoтoрыe пeрeшли oт aбстрaктныx рaссуждeний o вoплoщeнии aбсoлютнoгo
Oдни из ниx (Мaркс, Энгeльс дуxa в гoсудaрствo к вoпрoсaм eгo сoциaльнoй рoли.
и иx стoрoнники) в кoнeчнoм счeтe стaли aпoлoгeтaми идeи сoциaлистичeскoгo гoсудaрствa
фoн и сoздaния зaтeм бeзгoсудaрствeннoгo кoммунистичeскoгo oбщeствa, другиe (Л.
Штeйн и др.) зaявили, чтo нe слeдуeт ликвидирoвaть сoстoятeльныe клaссы, a
нужнo пoднять низшиe слoи нaсeлeния дo урoвня бoгaтыx и сильныx. Пoслeдoвaтeли Л.
фoн Штeйнa (срeди ниx были нeмeцкиe и aвстрийскиe юристы) видeли путь к этoму в
признaнии и зaкрeплeнии в кoнституцияx сoциaльнo-экoнoмичeскиx прaв чeлoвeкa (в
oснoвныx зaкoнax тoгo врeмeни гoвoрилoсь лишь o нeкoтoрыx личныx и пoлитичeскиx
прaвax, а из социально-экономической сферы называлась лишь «священная и
неприкосновенная» частная собственность). Подобные идеи развивали в начале ХХ
Буржуа, Л. Дюги, писавшие о «государстве в. некоторые французские авторы (Л.
Новгородцев). добра»), российские юристы (особенно П.И. Американские авторы
говорили главным образом об обязанности государства создать «равные шансы» для
Вильсон). всех (В.
Некоторые из этих взглядов впервые были закреплены в Политической
конституции Мексики 1917 г. (в Учредительном собрании, принявшем эту Конституцию,
было несколько рабочих и крестьян) и Веймарской конституции Германии 1919 г.
Обе были приняты на волне революционных событий и содержали важные социальные
положения (о праве на образование, о социальной функции частной собственности и
До Второй мировой др.), хотя тезиса о социальном государстве в них не было.
войны некоторые социальные положения были включены в Конституцию Ирландии 1937
(она тоже принималась в условиях борьбы за независимость от Великобритании). г.
Статья 45 этой Конституции говорила о социальной справедливости и недопустимости
концентрации собственности в руках немногих.
Наиболее отчетливый социальный характер в то время имела «сталинская»
Она провозглашала диктатуру пролетариата, власть Советов Конституция СССР 1936 г.
рабочих и крестьян, господство социалистической собственности на средства
производства, содержала такой перечень социальных прав, которых тогда не было в
самых передовых конституциях Запада (право на труд, отдых, образование,
социальное обеспечение, здравоохранение и др.). В советской науке того времени
единственно возможным государством, которое должно было выполнять социальные
функции в обществе и, более того, преобразовать общество на новых началах по
пути к коммунизму, считалось социалистическое государство. Конституция 1936 г.
говорила также о роли общественных организаций, о демократии, хотя в стране
Тем не существовал тоталитарный режим.
менее, положения этой Конституции о правах гражданина, правда, дарованных
социалистическим государством (существование прирожденных прав человека
отвергалось), оказали влияние на последующие конституции других стран.
Впервые термин «социальное государство» был включен, видимо,
(так официально в Основной закон Федеративной Республики Германии (ФРГ) 1949 г.
называется действующая и сейчас Конституция Германии). ФРГ тогда была создана
на основе объединения трех оккупационных зон западных держав после Второй мировой
Затем термин «социальное государство» был включен в Конституцию Франции войны.
1958 г. Ныне он воспринят многими конституциями стран Европы и Латинской
Содержание термина «социальное государство», его цели в Конституции ФРГ Америки.
не разъяснялись, как не разъясняются и в других конституциях Запада, но в них
содержатся перечень социально-экономических прав и некоторые другие социальные
положения, о которых говорится ниже.
Положение о социальном государстве есть в ст. 7 Конституции
Она устанавливает: «Российская Федерация – социальное государство, политика РФ.
которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
Таким образом, содержание социального государства концептуально развитие человека».
выражено через целеполагание, но оно дает хорошее представление о сути
Социальное целеполагание социального государства, как оно понимается в России.
(строительство социализма, коммунизма) всегда было особенностью конституций в
Хотя говорилось, в том числе с самых высоких трибун, что конституция СССР и в России.
– это не программа, программные положения в том или ином объеме всегда были в
Действующая Конституция РФ называет две составляющие таких конституциях.
О социального государства: достойную жизнь человека и его свободное развитие.
самом тезисе «РФ –социальное государство» мы скажем ниже.
В западной литературе свое первое концептуальное истолкование
социальное государство получило в 60–70-х годах ХХ в., когда в обстановке
послевоенного восстановления Европы и последующего развития на базе новых
передовых технологий существенно вырос уровень жизни населения. В литературе
была сформулирована концепция «государства благоденствия» (welfare state),
появились даже фильмы, показывающие, как люди умирают от избытка удовольствий,
перегруженные плодами изобилия и безбедной жизни. Исследования о государстве
благоденствия продолжали издаваться и в 90-е годы (в них различались три модели
социального государства – либеральная модель в США, социал-демократическая в Скандинавии
(некоторые авторы называют и Нидерланды) и корпоративная в Германии), но уже в
80-е годы, отчасти в связи с кратковременным бензиновым кризисом в Европе,
почувствовались другие веяния.
Статистика обнаружила, что к благоденствующим лицам можно отнести
только треть населения, а в литературе общество, существующее в западных
Стало ясно также, что всех странах, получило название «общество двух третей».
Кроме того, облагодетельствовать нельзя, у государства нет для этого средств.
был обоснован тезис, что упование на благодеяния государства порождает в том
числе хозяйственную апатию человека, его иждивенчество, а это ведет к упадку
общества. В науке появился неологизм переосмысленных слов «welfare state» – словосочетание
«work-fare state», что приблизительно означает «государство, благоприятствующее
труду», или «благополучие, основанное на труде».
В результате появились концепции, согласно которым социальное
государство обязано обеспечивать инфраструктуру (образование, медицину,
средства связи и др.), но не благоденствие, а только основные нужды любого
человека (понятие основных нужд точно не определено, но некоторые подсчеты в
денежном выражении существуют, о них мы скажем ниже). Такие положения можно встретить
даже в официальных объяснениях к проектам новых конституций (Конституции Перу
1993 г.).
Финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., обострил
Критика вопиющего социального неравенства, действий социальные проблемы.
спекулятивного капитала, который является основным виновником кризиса,
осуждение олигархов финансового бизнеса, критика капиталистического общества,
где существует приниженное положение роли труда человека, поднимается не только
Саркози, которого некоторые его Президент Франции Н. «снизу», но и «сверху».
коллеги напрасно причисляют к социалистам, заявляет, что не годятся мир и
государство, где «рантье был бы выше трудящегося» (рантье – лицо, получающее проценты от капитала
и тем живущее. – В.Ч.).
Теперь возникает проблема поиска реальных индикаторов социального
государства в новых условиях. Путем изучения конституций, законодательства, исследований
ученых, оценок политических деятелей мы попытаемся вычленить такие индикаторы,
во первых, помня о печальной судьбе концепции государства благоденствия;
во-вторых, не забывая об основных нуждах человека и о роли труда в его
жизнеобеспечении; в-третьих, учитывая, что требования к социальному государству,
например в странах Скандинавии и государствах Африки, могут быть и являются на
данном историческом этапе развития совсем не одинаковыми; в-четвертых, учитывая
реальные возможности государства, ибо они зависят от состояния общества, из
воздуха их взять невозможно, любой популизм, желание понравиться «массам»,
необдуманные обещания могут принести только вред (мы в России это проходили уже
неоднократно); в-пятых, руководствуясь, на наш взгляд, верными (хотя, может
7 Конституции РФ: достойная жизнь и быть и недостаточными) ориентирами ст.
свободное развитие человека.
Кризис остро ставит вопрос и о реальном существовании социального
В самых высокоразвитых странах есть много людей, которые живут на государства.
США в день, это граница физического выживания, недалекая от смерти (а 2,1 долл.
Вместе с ними зимой 2010 г. Пробовал некоторые не имеют и этого). Много бездомных.
спать на мостовой в Лондоне в спальном мешке наследник престола Великобритании
Поэтому, видимо, есть принц Вильям. Он потом ушел, но ведь бездомные остались.
страны, по многим параметрам отвечающие понятию социального государства, но
вряд ли где-нибудь есть абсолютное социальное государство, обеспечивающее
достойный уровень жизни для всех и свободное развитие любого человека на уровне
Это в значительной мере идеал, и для приближения к нему важно требований ХХI в.
выработать и закрепить в конституциях некоторые, хотя бы наиболее общие,
постулаты такого государства. Конституционное закрепление таких индикаторов
Оно позволит объединить призвано иметь ориентирующее и воспитательное значение.
передовые силы общества на основе общих принципов.
На наш взгляд, современная концепция социального государства
К выводу о необходимости предполагает изменение отношения к собственности.
социальной функции частной собственности пришли уже 90 лет назад, хотя это
положение, как и положение о возможности национализации частной собственности в
общественных интересах только на основе закона и при справедливой компенсации,
есть далеко не во всех конституциях. Нет достаточно ясных положений о природных
богатствах страны. Нет многих из таких положений и в Конституции РФ, что ведет
к расхищению природных богатств, несправедливым доходам, коррупции в связи с
избыточными средствами, разложению морали общества из-за поведения олигархов и
Между тем, например, в Основном низаме Саудовской Аравии 1992 г. их присных.
(основной низам – документ типа конституции, хотя подлинной конституцией
считается Коран), говорится, что «священной» является публичная собственность,
17). Современные условия требуют еще а не частная, как это было в Европе (ст.
раз основательно продумать вопрос о соотношении разных форм собственности в
социальном государстве, их правовом положении, их роли, весомости в хозяйстве
страны.
Второй традиционный индикатор – закрепление в конституциях
социально-экономических прав человека и гражданина. С этого началась по
существу юридическая разработка в науке концепции социального государства.
Теперь права такого рода содержатся в той или иной мере почти во всех
конституциях стран мира, есть Международный пакт об экономических, социальных и
принята пересмотренная Европейская социальная культурных правах 1966 г., в 1996 г.
хартия. Нет социально-экономических прав обычно в конституциях государств, где
господствует влияние англосаксонского права, ибо в нем правами считаются те,
которые можно защищать в суде посредством конкретного иска, а многие социально-экономические
права имеют общий характер (никакой суд не даст, например, работу безработному,
если он придет в суд требовать работу, ссылаясь на конституционное право на
труд).
Отсутствие в конституциях таких положений вовсе не означает,
что социально-экономические права в англосаксонских странах не признаются.
Существует обширное социальное законодательство (в США соответствующие
положения есть и в конституциях штатов), а реальная социальная обеспеченность
человека во многих из таких государств гораздо выше, чем в странах, в
конституциях которых говорится о социальном государстве и социально-экономических
правах человека. Тем не менее включение в конституцию положений о
социально-экономических правах, на наш взгляд, необходимо для современной
концепции социального государства.
Важнейший конституционный и реальный индикатор социального
Прямые формулировки такого рода есть в государства – социальное партнерство.
2007 г.), но немногих конституциях (например, в Конституции Египта в ред.
положения, связанные с этим, есть во многих современных конституциях, особенно
в связи с определением роли профсоюзов, а иногда и заводских (рабочих, производственных
и др.) советов на крупных предприятиях. Во Франции в 2008 г. принят даже
В России положения о специальный закон «об обновлении социальной демократии».
социальном партнерстве в Конституции нет, но оно содержится в Трудовом кодексе
РФ 2001 г. Его формы в России прививаются плохо, а роль профсоюзов традиционно
слаба.
Один из современных индикаторов социального государства –
Такой прямой формулировки в конституциях и законах социальная справедливость.
стран Запада мы не найдем, но она есть в законах России об общественных
объединениях (1995), о политических партиях (2001), где говорится также, что
призывы к социальной справедливости не являются пропагандой социальной розни и,
Фактически признаваемый везде (в следовательно, не противоречат Конституции РФ.
том числе в мусульманском праве) принцип социальной справедливости находит свое
конкретное юридическое выражение во многих конституционных положениях, в том
числе в названных выше нормах о социально-экономических правах.
Видимо, наиболее отчетливой демонстрацией этого принципа
являются нормы (и установленные размеры) о минимальной заработной плате (МРОТ)
на предприятиях всех видов собственности (это относится не только к
предприятиям публичного сектора) и о прожиточном минимуме (потребительской
корзине). В некоторых западных конституциях (включая Латинскую Америку) есть
МРОТ в наиболее благополучных оба эти положения, в российской – только первое.
западных государствах по российским меркам чрезвычайно высокий (в Люксембурге и
долл. США в месяц, т.е. более 60 некоторых других государствах более 2 тыс.
тыс. 4330 руб. В Испании руб.), он намного выше российского (в 2010 г. в месяц).
около в месяц, в Чехии – 415 евро, т.е. около 26 тыс. руб. МРОТ 600 евро, т.е.
в месяц. руб. 18 тыс. На деле средняя заработная плата везде значительно выше
руб., в России в МРОТ (в Испании – около 1600 евро в месяц, т.е. около 70 тыс.
2007 г. – 13 627 руб.).
Потребительская корзина, размер которой в России ежеквартально
устанавливается постановлениями Правительства РФ, тоже крайне бедна (на конец
5187 руб. 2009 г. (если доход на члена
В благополучных семьи не достигает этой суммы, выплачивается субсидия)).
странах потребительская корзина превышает тысячу долл. США. Нужно учесть при
этом, что по индексу человеческого развития, опубликованному экспертами ООН по
(данные за 2007 г.), Россия спустилась на 71-е место (для 182 странам в 2009 г.
сравнения: на первом месте Норвегия, на восьмом Франция, 13-е место занимают
США, 22-е – Германия, 36-е – Чехия, 41-е – Польша, 51-е – Куба, 92-е – Китай).
Как работаем, так и живем, и наоборот. Разрыв в доходах 10% самых богатых и 10%
самых бедных в Москве составляет 34 раза (по стране в целом по официальной
статистике вдвое меньше), но это больше, чем в США и более чем вдвое больше,
чем в Западной Европе. О российских олигархах лучше умолчать.
Сравнения, сделанные выше, а также изучение других обстоятельств
(о них – ниже), свидетельствуют о том, что Россия еще не является социальным
Она обладает только некоторыми элементами социального государством.
государства.
С социальной справедливостью связана социальная ответственность.
В научной литературе, в Таких прямых формулировок нет в конституциях.
периодической печати обычно говорится о социальной ответственности бизнеса, но
это односторонняя трактовка. Видимо, правильнее говорить о многосторонней
Каждая из этих ответственности работников, работодателей и публичной власти.
сторон иногда своими действиями причиняет ущерб экономике и социальным
отношениям, а вопросы ответственности решаются в частном плане (в России бывают
штрафы и дисквалификация до трех лет, присуждаемые судом директоров предприятий
за невыплату заработной платы, были признаны незаконными единичные забастовки,
но представители власти ответственности за провалы в экономике не понесли (по
официальным данным, ВВП в России снизился на 7%, по неофициальным – больше, и
мы говорим, что все хорошо (запасы фондов иссякли и закончатся в 2010 г.)). А в
странах Запада снижение на 1,5–2% рассматривается как катастрофа, работают
следственные комиссии парламентов, вызываются банкиры и высокопоставленные
деятели, которые публично извиняются. В России мы этого не слышали.
Социальную справедливость можно осуществлять, если в стране
Такое положение встречается в наблюдается социально ориентированная экономика.
В некоторых новых отдельных конституциях, хотя в различных и сокращенных формах.
конституциях есть положения о планировании экономики (индикативном, а не директивном,
как это было при тоталитарном социализме). Россия была пионером планового
Сейчас в Конституции РФ этого положения нет. Вопрос о социально регулирования.
ориентированной экономике имеет множество сторон, в частности, это определение пропорций
доходов государственного бюджета (в подавляющем большинстве государств мира в
отличие от России существует пропорциональная система налогообложения: богатый
Юридическими платит больше) и его расходов (на медицину, образование и т.д.).
методами исследований этот вопрос решить нельзя, требуются знания
По подсчетам одного из комитетов Государственной представителей многих наук.
думы, в России на социальные цели расходовалось вдвое меньше, чем на оборону и
По неоднократным заявлениям Правительства РФ правоохранительную деятельность.
идет на социальные нужды. основная доля расходов бюджета 2010 г.
С концепцией социального государства тесно связан принцип социальной
Он всегда выдвигался разными направлениями социалистических теорий демократии.
на первый план. В конституциях таких положений нет, как и тезисов о принципах
распределения общественного продукта, о соотношении меры труда и меры потребления
и др.
Современное социальное государство – это не только государство
социальной поддержки, социального выравнивания, как оно мыслилось в зачатках
этой концепции, но и социально-регуляционное и социально-арбитражное государство.
Вывод о регуляционной роли государства давно признан в западной науке, некоторые
ее известные представители-экономисты были награждены за разработку таких идей
Леонтьев). Нобелевскими премиями (первоначально американский автор В.
Социально-арбитражная роль государства изучалась меньше.
Видимо, в современных условиях (особенно в период кризиса) государство,
чтобы становиться социальным государством, должно выполнять четыре главные
функции по отношению к экономике и в какой-то мере и в специфических формах –
по отношению к социальной сфере жизни вообще. Это организационная, регуляционная,
контрольная и социально-арбитражная функции. В разное время на первый план в
этих функциях могут выдвигаться разные задачи, неодинаковые формы деятельности.
При выполнении организационной функции на первый план в современных
условиях, видимо, выдвигается задача организации правильных взаимоотношений
производственного и финансового секторов экономики, обеспечения их необходимых
пропорций, а также пропорций публичного и частного секторов (в том числе мелкого
Кроме государства эту задачу выполнять некому, и среднего предпринимательства).
но в данном случае нужны не авторитарные методы, а правовые способы
стимулирования, дозволения, поддержки, требований и запретов законом, если это
Это делалось Ф. необходимо. Рузвельтом в США для преодоления кризиса 30-х годов,
Пределы делается в некоторых странах и теперь, но достаточно робко.
организационной функции государства в экономике еще не совсем ясны.
Регуляционная функция в современных условиях имеет свое главное
Совсем назначение в преодолении вредных последствий стихии свободного рынка.
свободного рынка по существу никогда не было, государство всегда в какой-то
мере его регулировало (например, вводя денежное обращение). Свободный рынок в
определенном понимании этого термина – свобода конкуренции в пределах закона –
Но необходимы и государственная необходим, это движущая сила развития экономики.
монополия, и властное государственное регулирование в отдельных областях.
Отрегулировать отношения свободы рынка и административных методов управления –
Пока что это делается важнейшая задача регулирующей функции государства.
методом проб и ошибок.
Контрольная функция, как и другие, имеет множество аспектов.
Наиболее главная и общая задача социального государства при осуществлении этой
функции – контроль за мерой труда и мерой потребления. Это соотношение во всех
странах нарушено и не может не быть нарушено при капитализме – любой, самый
социальный и демократический капитализм – это капитализм, главным в нем всегда
В этом К. остается погоня за прибылью, и часто – любой ценой. Маркс был абсолютно прав.
Решать данную задачу по объективным и субъективным условиям
(в том числе и относящимся к властным структурам) крайне сложно и до конца
решить, видимо, невозможно, но делать это шаг за шагом следует. В России в
качестве первого шага можно было бы ввести пропорциональное налогообложение (этого
давно требует общественное мнение), решить вопросы о ренте в связи с добычей
полезных ископаемых, ограничить несправедливые доходы банков, получаемые в результате
неверных прогнозов правительства об уровне инфляции и ее фактическом размере
(банки получают огромные деньги от процентов вкладчиков в результате этой
Есть много других назревших мер, их видит общественное мнение, но разницы).
власть, видимо, больше опасается обидеть крупный капитал, который может при
ручных методах управления в России дезорганизовать экономику.
Социально-арбитражная функция была присуща государству с
момента его возникновения. Это было связано, прежде всего, с необходимостью
умерять состязательность и борьбу различных социальных сил, чтобы
насильственные действия не привели к анархии и распаду самого сообщества. В
настоящее время законодательство вводит эту борьбу в определенные рамки, запрещая
насилие, узурпацию власти. Она имеет Этим не ограничивается данная функция.
другие направления, требующие изучения.
Современное социальное государство (в той мере, как оно существует)
Оно вынуждено – государство в значительной мере технократичное и технологичное.
решать много сложнейших задач, с которыми не сталкивались государства прежних
веков. Отсюда – огромная роль экспертократии в подготовке решений, которые иногда
просто штампуют парламенты и правительства (как принимаются некоторые законы,
особенно технического характера, можно увидеть на демонстрируемых по
Однако телевидению некоторых заседаниях Государственной думы в России).
последнее слово в принятии решений всегда остается за парламентами и правительствами,
и при всей критике чрезмерной роли специалистов (они необходимы, нужно заранее
просчитывать, в частности, возможные последствия решений) об этом забывать
нельзя. Технологичность государства, его аппарата связана с внедрением новой
Для того чтобы выполнять свои задачи наиболее техники и технологий в процессы управления.
эффективно, современное социальное государство должно быть постоянно инновационным,
модернизирующимся государством и государством модернизатором.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.