Стрекоза из коллекции Медичи

Урoжeнцы Флoрeнции — сeмeйствo Мeдичи — в тeчeниe нeскoлькиx вeкoв диктoвaли свoю вoлю Eврoпe. Пoлитики, oлигaрxи, кoрoлeвскиe oсoбы, oни всю жизнь пoкупaли прoизвeдeния искусствa и сoбрaли уникaльную кoллeкцию. Итaльянскoe сeмeйствo, прeдстaвитeли кoтoрoгo с 13-го по 18-й век неоднократно становились правителями Флоренции, оставило заметный след в истории.

Из него происходили правитель Флорентийской республики Лоренцо Великолепный, римский папа Лев X, французские королевы Екатерина и Мария Медичи. А ведь в начале восхождения к власти династия отнюдь не принадлежала к аристократическому кругу итальянской знати. Но финансовое могущество, созданное благодаря банковским операциям, позволило одному из них, Джованни ди Биччи де Медичи, кредитовать самого папу римского! Первым, кто из клана Медичи приобрёл известность, был Аверардо де Медичи, ставший в 1314 году «гонфалоньером справедливости» этого города.

Само понятие «гонфалоньер» означало в старину «руководитель военных отрядов». Потом так стали называть и главу правительства. Надо сказать, Медичи всегда держали нос по ветру, умело обращая себе на пользу политические ситуации и настроения масс. Ещё один представитель Медичи, которого звали Сальвестро, в 14-м веке поддержал восстание «чомпи» — мелких ремесленников, выступивших против диктата старших цехов. Его кузену Джованни выпала честь стать родоначальником гигантских богатств. Сказочные сокровища завещал ему римский папа Иоанн XXIII — бывший пират Бальтазар Косса.

Так что основу финансового благополучия составили драгоценные камни, картины и кубки, отнятые пиратами у своих жертв. Правда, впоследствии Медичи сумели увеличить своё могущество, подкрепив финансовую власть политической и военной. И все годы нахождения у власти Медичи собирали уникальные ценности — картины, геммы, посуду, драгоценные камни, передавая все это по наследству.

Во времена правления сына Козимо, великого герцога Франческо I (1541-1587 годы), коллекция Медичи пополнилась вазами в форме зверей и птиц и другими причудливыми изделиями из полудрагоценных камней — «пьетре дуре». Коллекция менялась со временем, и каждый новый правитель привносил в неё что-то своё. Это можно проследить от начавшего восхождение к власти Козимо I и его сыновей Франческо и Фердинанда до Анны Марии Луизы, последней из династии, завещавшей всю коллекцию родному городу с условием, что эти произведения искусства никогда не покинут его стен.

Тонкость и изящество внесла в коллекцию Анна Мария Луиза. Принадлежавшие ей подвески и украшения, созданные из барочных жемчужин, золота и многоцветных эмалей, украшены античными сюжетами, картинами комедии дель арте, жанровыми сценками и многим другим. К барочному жемчугу (или жемчугу барокко) относится весь жемчуг «неправильной», то есть не круглой формы.

Грушевидные и каплевидные, эллипсоидальные, овальные, в форме пуговицы или таблетки — все эти виды свойственны барочным жемчужинам. Считается, что именно это дало имя эпохе барокко итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт, perola barroca — «жемчужина неправильной формы», «жемчужина с пороком»). Именно ей принадлежала и «Стрекоза» — изящная брошь, изготовленная в 16-м веке из жемчужины барочной формы с применением золота, эмали, алмазов, рубинов и серебра. Её исполнил фламандский мастер, имя которого осталось неизвестным.

Это филигранная работа — тончайшие золотые крылья украшены разноцветной эмалью, в серединке каждого крыла помещены драгоценные камни. С такой же тщательностью выполнено и жемчужное туловище стрекозы, а хвост, глаза и голова сделаны из золота, алмазов и рубинов. В настоящее время «Стрекоза» выставляется в Палаццо Питти во Флоренции.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.